Mebelhoff.ru

Мебель HOFF
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ребенку, что нельзя

Как объяснить ребенку, что нельзя

Малыш смело подходит к горячей плите, залезает на высокий шкаф. Он не боится ничего, потому что понимает, что мама всегда поймает и защитит. Он даже не знает, что падать — это больно, а о плиту можно обжечься. Где эта грань — защитить, но при этом научить ребенка заботиться о себе? Разбираемся с детским психологом Викторией Мелиховой .

Как объяснить ребенку, что нельзя

«Сколько ни говорила ему, что прыгать с лестницы опасно, все без толку! Похоже, он вообще не чувствует опасности. А если меня рядом не будет, что тогда»?

Это распространенная ситуация среди детей трех-четырех лет. Они пробуют все, стремятся залезть на самую высокую ветку, им все интересно: как устроены электрические приборы, почему кастрюля горячая и как это — «будет больно».

Родители устанавливают категорический запрет — «нельзя». Иногда пытаются объяснить: «Нельзя, потому что опасно, будет больно». Однако маленькому ребенку с небольшим жизненным опытом сложно понять, что значит «опасно» и «больно».

Укутанного ребенка сажают в машину, на которой отвозят в детский сад. Там передают в руки воспитателю. Ребенок не успел даже понять, как он из одного места оказался в другом, не успел перестроиться, освоиться. По дороге в детский сад он мог посмотреть на небо, понюхать цветы, потрогать руками снег, и даже попробовать его на вкус. Из этого складывается его жизненный опыт. Оберегая ребенка от всего, родители не дают ему экспериментировать, получать знания о мире опытным путем.

Безопасность для малышей

Конечно, малышей категорически нельзя оставлять наедине с такой опасностью как электрический ток.

На кухне ребенку без взрослых вообще нечего делать. Розетки должны быть вне досягаемости для карапуза, для этого иногда покупают специальные заглушки.

Читайте так же:
Монтаж розетки пылесоса встроенного

Приходится постоянно убеждаться, что он не сможет дотянуться до бытовой техники. Но года в три-четыре уже вполне можно объяснить подросшему ребёнку, почему нельзя трогать розетку, какие могут быть последствия.

Пока рос мой старший мальчик, я постоянно находилась в напряжении. Мы жили в однокомнатной квартире, и он постоянно был около меня.

Это и хорошо (потому что находится в зоне обозрения) и плохо, потому что маме иногда хочется побыть одной.

Но когда речь идет о безопасности ребенка, выбор очевиден… Пришлось пару лет потерпеть. Зато я чувствовала, что угол обзора у меня расширился до 360 градусов.

Ребенок тянул куда-то руку за моей спиной, а я знала куда. Прям экстрасенсорные способности открылись!

Советы взрослым — не злоупотребляйте запретными словами

Самая распространенная ошибка родителей — слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово “нельзя”, ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.

Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот — на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно.

В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.

Слово “нельзя” первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека.

Нельзя — это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.

Читайте так же:
Какие розетки подойдут для деревянного дома

После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать.

Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя — если мама гладит вещи.

Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»

Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития. Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?

Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.

Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.

Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:

  1. Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
  2. Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.
Читайте так же:
Как заделать внутреннюю розетку

В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector